1

Спичечница — типовой предмет домашнего обихода эпохи XIX века. Появилась она после изобретения в 1844 году так называемых безопасных спичек. Спички, которые использовались раньше, легко воспламенялись даже от трения друг с другом. Новый химический состав с добавлением красного фосфора позволил обезопасить их в использовании.

Спичечница представляет собой футляр-подставку для спичечного коробка. Как правило, спичечница соответствовала его размерам. Производители учитывали назначение предмета и выпускали их нескольких видов: настольные, каминные и карманные. Настольные спичечницы изготавливали на ножке-стойке, украшали драгоценными камнями, а также гравированными рисунками, которые заполняли чернью или цветной эмалью. В изготовлении каминных спичечниц применялись латунь и медь. Предназначались такие спичечницы для больших спичечных коробков и являли собой настоящие произведения искусства. Карманные спичечницы были цельнометаллическими с двумя отверстиями.

В изготовлении спичечниц применялись различные материалы: бронза, серебро, алюминий, латунь. Каждый из перечисленных материалов придает изделию своеобразие и изящество.
  
Представленная спичечница, настольная, состоит из трех частей: держателя для коробка, ножки и подставки. Держатель из желтого металла, в виде двух параллельно расположенных прямоугольных пластин с фигурным подъемом посередине. На лицевых сторонах можно увидеть рельефное изображение женщины с венком на голове в профиль. Ножку сделали короткой, круглого сечения, декорировали мелким рельефным орнаментом, на круглом ступенчатом основании вырезали два пояса с растительным орнаментом. Подставка выполнена из двух пластин квадратной формы. В изготовлении верхней пластины применен черный камень с зелеными прожилками, нижняя пластина изготовлена из гипса, покрытого черной краской.
  
Спичечница попала в коллекцию Ялуторовского музейного комплекса в 1994 году. Тогда её приобрели сотрудники музея во время командировки в Санкт-Петербург специально для экспозиции в мемориальном доме, который открылся после реставрации.